Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Болезни, которые мы лечим \ Другие заболевания \ Расстройство развития школьных навыков \ Что такое расстройство развития школьных навыков?

Расстройство развития школьных навыков

Что такое расстройство развития школьных навыков?

Не важно, какие уроки надо выучить к завтрашнему дню: обратные тригонометрические функции или пресловутое «London is the capital of Great Britain» — все это в равной степени требует напряжения и концентрации внимания. Отдельные аспекты умственной деятельности, как и физической, могут являться камнем преткновения на пути к постижению стандартной школьной программы. В ситуации, когда успехи в письме, чтении или математике оказываются разочаровывающе низкими, не соответствующими возрасту ребенка, можно вести речь о  расстройстве развития школьных навыков. Иными словами ребенок, у которого диагностировано данное расстройство (а, учитывая его наличие в международном классификаторе заболеваний МКБ-10, это не просто банальная школьная неуспеваемость, а самая настоящая болезнь), не имеет каких-то интеллектуальных изъянов, но, тем не менее, не способен усвоить простейший школьный материал.
 
Нередко неспособность ребенка овладеть элементарным навыком, например, тем же чтением, вызывает удивление у родителей и педагогов. Однако в случае расстройства развития школьных навыков следует отчетливо представлять природу этого явления. Так, если представить, что на вопрос «как пройти в библиотеку» последовало объяснение вроде «идите прямо, у четвертого светофора поверните налево, потом направо, пройдите 100 метров и вы увидите здание, но это не библиотека, чтобы попасть в которую вам нужно…» и т.д. Подобный шквал хаотичной информации трудно будет усвоить любому, и никакой вины реципиента тут нет. Так вот: у детей и подростков с расстройствами развития школьных навыков подобный сумбур в мыслях возникает при необходимости выполнить гораздо менее сложное задание, например, осмыслить или должным образом усвоить прочитанное. Главное коварство этих расстройств состоит в сложности их распознавания, т.к. внешне они кажутся вполне себе обыденным явлением. Родители ругают ребенка за плохие отметки в школе и не подозревают, где кроются корни этой проблемы.
 
Выделяют следующие виды расстройств развития школьных навыков:
  • дислексия (нарушение навыков чтения);
  • дисграфия (нарушение навыков письма);
  • дискалькулия (нарушение математических навыков);
  • смешанное расстройство, включающее элементы двух и более из вышеперечисленных расстройств развития школьных навыков.
В большинстве случаев причины этих расстройств неизвестны. Понятно лишь то, что вследствие биологической дисфункции при отсутствии каких-либо умственных отклонений, неврологических дефектов, психических расстройств и мозговых травм возникают нарушения в обработке когнитивной информации. Характерно, что расстройства развития школьных навыков зачастую возникает на фоне синдрома гиперактивности с дефицитом внимания
 
Расстройства развития школьных навыков начинают проявляться еще в раннем детстве, что дает основания списать их на нарушения биологических процессов созревания центральной нервной системы. С возрастом симптомы этих расстройств становятся менее выражены, но отдельные признаки все же сохраняются. Замечено наследственное «эхо» этой патологии. Еще один нюанс: у мальчиков расстройство развития школьных навыков встречается чаще, чем у девочек.