Научно-диагностический центр клинической психиатрии
КЛИНИКА ВЕГЕТАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
ГлавнаяСтатьиНовости и анонсыНаши врачиУслугиПсихологическое тестирование персоналаЦеныОсвидетельствование для ГИБДДКонтакты
On-line запись
21-09 ч.
Главная \ Статьи

Психокоррекция. Актуальные методики психологической помощи

Что такое психокоррекция?
Кто занимается ПК, на кого и на что она направлена?
Основные методы используемые в психокоррекционной практике с детьми и подростками.
Некоторые методы ПК работы со взрослыми.
 
Термин «коррекция» буквально означает исправление. Под понятием «психокоррекция», по мнению А.А.Осиповой, в нашей стране, чаще всего подразумевается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств7 психологического воздействия. Психологической коррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. 
 
По мнению Р.С.Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: 
психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных расстройств личности;
психокоррекция – это совокупность психологических приемов, используемых практикующим психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека.
 
По  мнению Ю.Е.Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин «психокоррекция» во многих странах мира, кроме России отсутсвует, а существует понятие  «психотерапия», так как  принципы работы, осуществляемые профессиональными психологами и психотерапевтами в мировой практике весьма схожи. 
 
В связи с выше изложенным, в настоящее время  вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – психокоррекции и психотерапии, является дискуссионным. Ведь, как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом. 
 
Таким образом, психокоррекцией и психотерапией может заниматься специалист, который соответствует определенным требованиям:
Психолог, психотерапевт,  имеющий фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в области конкретных методов психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.
 
При осуществлении психокоррекционного процесса психолог может работать самостоятельно с человеком условно здоровым физически и психическим, у которого в жизни возникли проблемы психологического либо поведенческого характера и он в силу сложившихся обстоятельств не может решить проблему самостоятельно. В случае, когда за помощью к психологу обращается человек, страдающий различного вида соматическими или психическими заболеваниями, аномалиями психических и поведенческих процессов, психологическая помощь осуществляется  – патопсихологом, дефектологом, нейропсихологом, психоневрологом, психиатром -  в зависимости от возраста, предъявляемых жалоб и запроса. Психокоррекционные мероприятия в данном случае, будут направлены на расширение здоровой части личности.
 
Методов психокоррекционных воздействий существует большое множество. Выбор формы, метода, способа работы для специалиста опирается на сочетании множества факторов:
  • возраст (этапы детского и подросткового возраста, взрослые, пожилые люди);
  • индивидуальные и специфические особенности особенности личности (интелект и его сохранность, уровень образования, тип личности);
  • наличие либо отсутсвия соматического и /или психического заботевания;
  • материально-экономический аспект;
  • социальные и семейные ресурсы;
  • религиозная принадлежность;
  • ориентированность на запрос и пр.
Это далеко не все факторы, которые учитывает специалист, но выше изложенное приводит к пониманию клиентцентрированности, выбор методов коррекции буде зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.
Основные методы и методики, используемые в психокоррекционной практике в детском и подростковом, условно можно объединить на 5 основных групп: 
  • метод игровой терапии, 
  • методы арттерапии, 
  • методы поведенческой терапии, 
  • методы социальной терапии (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.). 
  • метод замещающего онтогенеза 
В психореррекционной практике при работе со взрослыми, выделяют 3 основных направления:
  • психодинамическое направление – коррекционное воздействие в классическом психоанализе З.Фрейда.
  • гуманистическое направление -  индивидуальная психокоррекция А.Адлера; клиент-центрированный подход К.Роджерса; экзистенциальное направление, гештальт подход Ф.Перлза.
  • когнитивно - поведенческое направление – классическое оперантное обуславливание; (РЭТ) рационально- эмотивный подход;  когнитивный  подход А.Бекка; диалектический поведенческий подход  (DBT) М.М.Линехан.
 

Предлагаю более подробно рассмотреть 5 основых групп ПК в работе с детьми:

1.Игровая терапия как метод коррекции 
 
Игра и игрушки для ребенка — естественная среда развития, воспитания, обучения и конечно же психокоррекции. То что ребенку трудно выразить словами он выражает это посредством собственной игры. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Вебб, 1991, Оклендер В., 1997). 
Игра стала применяться в коррекционной практике с начала 1920-х годов терапевтами психоаналитического направления – Анной Фрейд (1921), Мелани Клайн (1922), Герминой Гут-Гельмут (1926). Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это с успехом делают взрослые. В отличие от взрослых, дети, как правило, не интересуются исследованием собственного прошлого, обсуждением ранних стадий развития; у детей «не работает» один из основных методов ортодоксального психоанализа – метод свободных словесных ассоциаций. М. Клайн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Это символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка 
Второе крупное направление в развитии игровой психотерапии возникло в 1930-х гг. с появлением работы Дэвида Леви, в которой развивались идеи «терапии отреагирования» – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими какое-либо психотравмирующее событие. Леви основывал свой подход на убеждении, что игра предоставляет детям возможности отреагирования психических травм. Курс игровой терапии по Леви строится в три этапа: 
1 этап – установление контакта: свободная игра ребенка, его знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом; 
2 этап – введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие (с помощью специально подобранных игрушек). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассив- ной роли пострадавшего в активную, деятельностную роль; 
3 этап – продолжение свободной игры ребенка. Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игротерапии. Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста и особенностей психоэмоционального состояния ее участников, а также конечной цели психотерапии.
 
Г.Л. Лэндрет выделил следующие направления игровой терапии: 
  • родительская терапия (Б. Гуэрни, Л. Гуэрни), представляющая собой структурированную программу, в рамках которой родителей обучают навыкам, необходимых для проведения сеансов игровой терапии в домашних условиях; 
  • игровая терапия со взрослыми; 
  • приемы игровой терапии в семейной терапии (вовлечение в игру всех членов игры спо- собствует их активному взаимодействию и оказывает терапевтическое воздействие);
  • групповая игровая терапия, представляющая собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают знания, как о других детях, так и о себе; 
  • игровая терапия в больничных условиях. 
 
Третье значительное направление в игротерапии возникло с появлением исследований Джесси Тафт и Фредерика Аллена в 1930-е гг. Это – игровая терапия отношений, основное внимание в которой уделяется лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом. Развивая эти принципы, Вирджиния Экслайн (1947) разработала систему недирективной игровой терапии у детей. В. Экслайн рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, позволяющее ему полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс его игровой активности. Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психолог либо психотерапевт пытается понять его личностные особенности. Вместе с тем ведущий вводит определенные ограничения, если игровая деятельность выходит за пределы допустимого. 
В настоящее время многие зарубежные психиатры, психологи и психотерапевты используют комбинированный подход, сочетая в процессе игротерапии принципы психодинамической, недирективной и «терапии отреагирования», нередко в сочетании с медикаментозным лечением. 
 
2. Арт-терапевтические методы - термин «арттерапия» в буквальном переводе: терапия искусством  ввел в употребление Адриан Хилл. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Рассматривая арттерапию как совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяемые как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения, условно можно выделить следующие виды арттерапии: 
музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия – через пение);
кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – как лечебное воздействие движениями); 
библиотерапия (коррекционное воздействие чтением), 
сказкотерапия, сочинение историй; 
имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию): куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама; 
изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.
 
3. Методы поведенческой коррекции одно из ведущих направлений современной психотерапии и психокоррекции, которые  основаны на теории научения, а также на принципах классического и оперантного обуславливания. В основе  лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированных навыков. Поведенческая психокоррекция ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку новых, полезных для клиента/пациента навыков поведения. 
Методы поведенческой коррекции
  • Имитационное научение — при использовании этого метода клиенту (ребенку, взрослому) предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения.  Для этого может использоваться не только реальный человек, но и  может быть герой книги или образ, созданный воображением самого клиента. Одной из форм научения по образцу является самомоделирование: двигаться как..смотреть как..говорить как..постоянно отслеживая по типу найди 10 отличий и исправь их.
     
  • Ролевой тренинг — метод, используемый для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения), является разновидностью ролевой игры. Эффект ролевого тренинга основан на сочетании приемов мягкой конфронтации, систематической десенсибилизации (что способствует снижению тревожности) и подкреплении удачного поведения в виде положительной обратной связи со стороны психолога/психотерапевта. В данном методе психолог и клиент/ пациент разыгрывают проблемную ситуацию в безопасном пространстве пробуя разные ролевые позиции. Эта техника может быть  использована как индивидуально так и в группе. Чаще всего пациент/клиент играет самого себя, но иногда это делает психолог  или кто-то из членов группы, что позволяет пациенту увидеть себя и  свою проблему со стороны, а также понять, что в этой проблемной ситуации можно действовать по-другому.
     
  • Биологическая обратная связь — метод поведенческой коррекции, в которой используется аппаратура, точно отслеживающая количественные  информацию о физиологическом состоянии у пациента (пульс, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления и пр.) при субъективной стрессовой ситуации, например полет на самолете, ситуация экзамена. По мере того как пациенту удается достичь состояния мышечного расслабления, это фиксируют датчики обратной связи и пациент/клиент  получает положительное зрительное, звуковое либо тактильное подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера, или наоборот, при ночном недержании мочи срабатывает звонок для пробуждения пациента).
     
  • Систематическая десенсибилизация – используется как со взрослыми так и с детьми, для преодоления состояния повышенной тревожности и фобических реакций, широко используется в практике. Показания к применениям: боязнь полета на самолете, собак, змей, детские дневные и ночные страхи, поездка в транспорте, страх воды, социальные фобии- страх декламировать выученный стих либо справиться с контрольной работой. В случаях множественных фобий десенсибилизация осуществляется  по очереди, начиная с  наиболее значимого по субъективным ощущениям.
Существуют определенные этапы систематической десенсибилизации: 1 этап — обучение клиента/пациента методике глубокой мышечной релаксации. 2 этап — конструирование иерархии стимулов, что вызывают тревожность и страх. 3 этап — собственно сама десенсибилизация — поочередное предъявление иерархии стимулов вербально либо in vivo, для отработки соединения стрессового стимула и умения расслабляться.
 
Методы поведенческой коррекции в образовательной практике
 
Для того чтобы обучать ребенка имеющего нарушения в развитии новым навыкам, необходимо грамотно формировать его поведение. Для этого подходит функциональный анализ поведения — дисциплина, основанная на научных взглядах Б. Ф. Скиннера, а частности, на концепции оперантного обусловливания где происходит подкрепление желаемого поведения и  наказание нежелательного поведения.
Прикладной анализ поведения применяется в системе образования как для улучшения показателей — учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социальнизацией (например, с РАС) в общеобразовательные класс.
При данном подходе все сложные для детей навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. Например, в процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные, позитивно подкрепляя нужное действие.
 
4. Методы социальной терапии
 
Метод социальной терапии – это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками. Что можно осуществить лишь в условиях активного взаимодействия с группой.
 
Потребность в социальном признании становится одной из ведущих
потребностей ребенка уже с середины дошкольного возраста и чем старше, тем ярче проявляется данная потребность. Систематическое неудовлетворение данной потребности становится источником формирования устойчивого комплекса личностной неполноценности, влечет за собой отклонения в развитии самосознания личности, сказываясь на формировании Я-концепции и самооценке, межличностных отношениях и общении; способствует формированию депривации притязаний на социальное признание.
 
 Метод социальной терапии позволяет решать задачи профилактики и
коррекции отклонений в личностном развитии ребенка, обусловленных
депривацией потребности в социальном признании и обеспечивает:
1) удовлетворение потребности личности в социальном  признании;
2) формирование адекватных способов социального взаимодействия
у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.
 
 
5. Метод замещающего онтогенеза.
 
Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
 
В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребёнка после проведения нейропсихологического обследования, соотнесение с основными этапами нормативного формирования мозговой организации ВПФ и последующим запуском в работу тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.
 
Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
 
Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. 
Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга». (А.В. Семенович)
 
1-й уровень – «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.
 
2-ой уровень – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.
 
3-й уровень – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
 
В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка. Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.
Нейропсихологическая коррекция предназначена для детей с самого раннего до школьного и подросткового возраста. Особенно она показана при таких видах дизонтогенеза, как ранний детский аутизм, умственная отсталость, задержка психического развитияразличных типов, общее нарушение развития, алалии, дизартрии, дизграфии, дислексии, СДВГ, ДЦП. В том числе, нейрокоррекция помогает и детям, испытывающих сложности в обучении в силу психологических причин (невротических расстройств, психосоматических расстройств, особенностей личности), при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах.
 
Показаниями для начала психокоррекионной работы могут быть:
  • трудности эмоционального развития, 
  • актуальный стресс, 
  • депрессия, 
  • снижение эмоционального тонуса, 
  • лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, 
  • эмоциональная депривация, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях; 
  • неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, 
  • повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, 
  • негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия
Таким образом, психологическая коррекция обладает большим арсеналом средств и методов, применение которых должно быть согласовано с возрастными и индивидуальными особенностями, характером имеющегося отклонений, растройств и аномалий личности. 
 
При необходимости сопровождение пациента в команде специалистов - патопсихологом, дефектологом, нейропсихологом, психоневрологом, психиатром.