Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ О центре \ Центр психотерапии и психологической помощи \ Родителям детей и подростков \ Память

Память

МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ СОХРАНИТЬ ПАМЯТЬ

Мы все временами становимся забывчивыми и можем не сразу вспомнить фамилию знаменитого актера, куда положили ключи или квитанцию, номер телефона, по которому столько раз звонили раньше.

Тем не менее, ряд определенных  проявлений  могут уже  указывать на серьезные нарушения процессов запоминания и воспроизведения информации. К этим расстройствам при своевременном  обнаружении, можно подобрать не только соответствующее лечение, но и выработать стратегии, позволяющие  улучшить процессы запоминания, а также помочь родным в понимании болезни, определении прогноза процесса.

Программа  Школы Памяти рассчитана на контингент лиц, заинтересованных в предупреждении патологических форм нарушений памяти ( так называемая «патологическая забывчивость»)  и родственников, осуществляющих уход за престарелыми людьми  с признаками деменции (слабоумия).

Задачей образовательной программы Школы Памяти является овладение знаниями, достаточными для:

  • умения различать забывчивость  и более серьезные расстройства памяти
  • понимания причин, способствующих нарастанию проблем с памятью, и методов лечения их
  • овладения методами адаптации к серьезным когнитивным нарушениям, в том числе памяти.



Программа включает 8 занятий группового формата.

Из них:
2 занятия по общему курсу когнитивных и сопутствующих психических нарушений, основам психофармакологии высшей нервной деятельности, 
1 занятие — правовые вопросы лиц с грубыми расстройствами интеллекта: дееспособность, недееспособность, возможности оказания помощи в лечебных учреждениях Москвы.
2  занятия по основам диагностики памяти, в том числе у участников программы Школа Памяти,
3 занятия на отработку упражнений, способствующих улучшению  запоминания и воспроизведения информации.

Л.В.Ким, НДЦ клинической психиатрии

 

Что такое память?

Память - один из ведущих компонентов  психической  деятельности. Память  лежит  в основе  способностей человека, служит  основой  к приобретению знаний, формированию умений  и  навыков. На функции памяти  оказывают влияние  многие  психологические  компоненты, наиболее  важными  из которых являются: внимание, воля, эмоции.
Многие жалуются на «плохую память», но не понимают, что это значит. Оценить состояние памяти, развить ее, выявить нарушения памяти и назначить лечение — задача специалистов Центра клинической психиатрии.

 

Оценка памяти.

Выделяют  несколько  видов памяти в  зависимости  от: времени хранения информации, преобладающего анализатора участвующего  в процессе  запоминания, сформированности  волевого компонента.
По  времени хранения  информации память  подразделяется на: мгновенную память, кратковременную память, оперативную память, долговременную память.   
    По преобладающему анализатору, участвующему  в процессе  запоминания, выделяют: зрительную  память, слуховую  память, двигательную память, эмоциональная  память, осязательную  память, обонятельную  память, вкусовую память.
По сформированности волевого  компонента  памяти различают: непроизвольную память, произвольную  память.
Память  у  человека индивидуальна, и  различается  по  количественным ( скорость, прочность, точность и  объем запоминания) и качественным характеристикам (доминирующий вид памяти):  зрительная,  слуховая,  двигательная.
Развитие  памяти напрямую связано  с  развитием  речи, вот  почему следует  уделять  особое  внимание родителям  на  этап  развития ребенка связанный с формированием речи.

Нарушения памяти.

Процессы памяти тесно связаны  с  особенностями личности человека и подразделяются на  следующие  компоненты: запоминание, припоминание (способность  воспроизводить). Именно нарушение этих компонентов приводит  к  различным  расстройствам памяти. Расстройства  памяти  могут  быть  многообразны и являться  следствием  органического поражения головного мозга (травмы, сосудистые  заболевания, инфекции и т.п.) или функциональных расстройств нервной системы (невротическое  состояние, астенический синдром).
Нарушение  памяти  с  полной  утратой  сохранения  и  воспроизведения зафиксированной  информации носит  название  амнезии.
Гораздо  чаще отмечается  ни  полная  утрата,  а  частичное, избирательное снижение  памяти (гипомнезия), что  отрицательно сказывается  на  школьной  успеваемости  или  профессиональной  деятельности.

Психологический словарик:

Мгновенная память — характеризуется удержанием только  что  воспринятой  информации, без  ее  переработки. Ее  длительность- 0,1-0,5 секунд. Единицей  мгновенной  памяти  служит — образ.

Кратковременная память — способ  хранения  информации в  течение короткого промежутка  времени( несколько  десятков  секунд).Этот  вид памяти работает  с установкой  на воспроизведение  информации, спустя  непродолжительный  временной  период.

Оперативная  память — вид  памяти  обеспечивающий  хранение  информации  в  течение определенного, заранее  заданного  срока ( от  нескольких секунд до  нескольких дней). Срок  хранения  информации  определяется  задачей, возникшей  перед человеком и  рассчитан только на  ее  решение.

Долговременная  память- вид  памяти  обеспечивающий  хранение  информации  в  течение  практически неограниченного  промежутка  времени.

Зрительная  память — связана  с сохранением и  воспроизведением зрительных образов. У большинства людей является  главным доминирующим  видом памяти.

Слуховая  память- запоминание  и  точное  воспроизведение звуков. Особой  разновидностью этого вида памяти  составляет  словесно-логическая, которая  тесно  связана  с речью, мышлением, логикой.

Двигательная  память -  запоминание  и  сохранение многообразных сложных движений.
С этим  видом памяти  связано  совершенствование  физической  деятельности человека.

Эмоциональная  память — память  на  эмоциональные переживания. Эмоционально более  яркие  значимые  переживания  запоминаются  на более продолжительное  время. Так, например у  детей эмоционально яркие  впечатления  приводят  к лучшему  запоминанию, вот почему у них преобладает механическая наглядно-образная память.

Произвольная  память — запоминание материала, при  постановке задачи к  запоминанию,требующий  волевого  усилия  со стороны  человека.

Запоминание — процесс фиксации  материала, информации.

Припоминание — способность  воспроизводить  в памяти  ранее запомненный  материал.

В.Э.Бэкман. НДЦ клинической психиатрии