Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ О центре \ Центр психотерапии и психологической помощи \ Родителям детей и подростков \ Воля

Воля

МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ РАЗВИТЬ СИЛУ ВОЛИ
.

Что такое воля?

Воля - это целенаправленная психическая активность по преодолению препятствий.
Источником волевой деятельности служат потребности человека. Воля и эмоции  неразрывно связаны в процессе деятельности человека, так появление потребности часто сопровождается отрицательными эмоциями, а удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями.

Характеристики воли.

Началом формирования волевого акта (усилия) следует признать влечения, сформированные в структуре потребностей личности. Осознаваемое влечение принято называть желанием. Каждый человек в своей жизни сталкивался с ситуацией, когда для достижения желаемого результата приходится делать выбор, расставлять приоритеты, что хорошо известно как борьба мотивов. В этом случае человеком принимается решение, которое может быть реализовано, либо приостановлено волевым усилием. 

Причины и виды волевых нарушений.

Нарушения волевой сферы многообразны и встречаются не только при исключительно психиатрической патологии, но и при разного рода соматических заболеваниях. Следует отметить, что волевые нарушения очень часто переплетаются с патологией других психических функций. Патология волевой деятельности может развиться в любом звене волевого акта. В вопросе формирования  волевых  нарушений  у  детей, следует  отметить  ряд  существенных ошибок,  которые допускаются  родителями в процессе воспитания и  могут  привести  к  нарушениям  волевой  сферы:

  • отсутствие  последовательности в  воспитании;
  • несогласованность  требований  взрослых, предъявляемых к ребенку, такая своеобразная  игра  в «злого  и  доброго  полицейского», которая  не  позволяет ребенку сформировать  достаточно  четкий  и  жесткий  критерий  оценки  поступков;
  • ситуации  когда  слова  и  действия  родителей  расходятся;
  • вседозволенность или  наоборот  тотальный  контроль  за  поведением  и  действиями ребенка.

Известны следующие расстройства волевых функций.
Абулия - проявляется полным отсутствием побуждений к деятельности, пассивностью, снижением потребностей. Обычно сочетается с апатией, образуя апато-абулический синдром характерный для пациентов с шизофренией, слабоумием.
Гипобулия - снижение волевого усилия. Обычно отмечается при депрессии и шизофреническом расстройстве.
Гипербулия - повышенная активность, чрезмерная деятельность.
Нарушения волевой регуляции оказывают негативное воздействие в любом возрасте, препятствуя  развитию ведущей  психической деятельности  для  данного возраста. 

 

Диагностика волевой сферы личности.

Проведение  клинической  беседы  с пациентом,   часто  бывает  недостаточно, для того  чтобы  выявить степень сформированности волевой  регуляции  как  взрослых, так  и  детей. Вот  почему  в  практической  работе  специалистов  нашего Центра широко  используется  исследование  волевой  сферы  с помощью  психологического тестирования. Форма проведения  тестирования  может  быть  как  групповая, так  и индивидуальная. В  батареях психологических  тестов  для  диагностики  волевой сферы широкое  применение  нашли  следующие  методики: опросник Личко, опросник  Айзенка, тест  Дембо-Рубинштейн, шкала  тревоги Бэка, САН, опросник Спилбергера-Ханина, тест  школьной  тревожности  Филлипса. Кроме того, используются проективные  методики: Дом-Дерево-Человек, «Несуществующее животное», «Рисунок  человека».

 

Методы коррекции волевых нарушений.

При проведении коррекционной работы вне  зависимости  от  возраста  следует обязательно  учитывать  уровень  интеллектуального  развития  и  уровень  комплайнса (умение пациента  следовать  рекомендациям  врача).
а) ежедневное  планирование  деятельности с анализом  возникающих  трудностей  и проблем при  его осуществлении. Выявление  причин  неэффективного  планирования и  работа  по  их  устранению.
б) переоценка  значимости  мотивов, привлечение  дополнительных мотивов при осуществлении  планирования  и  реализации  действий.
в) психотерапевтическая  работа  по актуализации  мотива, через воображение ситуации разрешения  проблемы.
г) формирование базовых волевых качеств (сила воли, энергичность, настойчивость).
д) мобилизация  физических и психических возможностей  личности.

В.Э.Бэкман, НДЦ клинической психиатрии