Научно-диагностический центр клинической психиатрии
КЛИНИКА ВЕГЕТАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
ГлавнаяСтатьиНовости и анонсыНаши врачиУслугиПсихологическое тестирование персоналаЦеныОсвидетельствование для ГИБДДКонтакты
On-line запись
21-09 ч.
Главная \ Центр психотерапии и психологической помощи \ Психотерапия \ Методы психотерапии \ Терапевтический кукольный театр

Терапевтический кукольный театр

Терапевтический кукольный театр – один из психотерапевтических методов, наиболее часто применяемый с детьми и подростками.  Кукла издавна ассоциируется с различными древними символам и во многих культурах является своеобразным идолом или амулетом. Люди неосознанно наделяют кукол собственными мыслями, чувствами, желаниями. Куклы могут быть добрыми и жестокими, честными и лицемерными, красивыми и не очень, как и сами люди. Каждый из нас может вспомнить свою любимую куклу. 

Наиболее часто  куклы используются в игровой деятельности в педагогическом процессе и игре. В психотерапевтической работе кукольный театр используется в структуре АРТ-терапии, игровой терапии, сказкотерапии и психодрамы. При работе с куклами необходимо учитывать характер проблем пациентов, их возраст, особенности личности и уровень развития. Кукольный театр подразумевает в первую очередь групповую работу с детьми. Желательно включение в группу детей с различными проблемами и разных полов, количество участников при этом чаще всего ограничивается 5-6 детьми. Первоначально совместно с детьми определяется сюжет постановки (как правило, сказки), в котором обязательно должны быть положительные и отрицательные персонажи, трудности и  преграды и, в конце концов, торжество добра и справедливости. В соответствие с выбранными ролями составляется сценарий, каждый участник запоминает  свой текст (здесь развиваются память и внимание). В процессе игры дети эмоционально вовлекаются в проигрываемое ими, а иногда на короткое время перевоплощаются в героев сказки, что позволяет им раскрыть свои творческие способности, потребность в самовыражении. Дети являются активными участниками терапевтического процесса, у них развивается воображение, уменьшается потребность в зависимости. 

Терапевту необходимо иметь универсальный набор надевающихся на руку кукол и ширму. Существуют и готовые кукольные театры, но они, как правило, громоздки и используются при наличии большого пространства. Интересен и сам процесс изготовления кукол детьми. При желании в терапевтическом театре могут участвовать и родители, особенно в  тех семьях, где отсутствует взаимопонимание либо слишком жесткие границы.  В целом, противопоказания для работы с куклами отсутствуют.

Р.Е.Соколов, НДЦ клинической психиатрии