Научно-диагностический центр клинической психиатрии
КЛИНИКА ВЕГЕТАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
ГлавнаяСтатьиНовости и анонсыНаши врачиУслугиПсихологическое тестирование персоналаЦеныОсвидетельствование для ГИБДДКонтакты
On-line запись
21-09 ч.
Главная \ Болезни, которые мы лечим \ Душевные расстройства \ Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) \ Статьи \ Работа с родителями детей с СДВГ

Работа с родителями детей с СДВГ

Одной из наиболее частых проблем, с которой сталкиваются родители в процессе воспитания, это формирование эффективных взаимоотношений со своим ребенком, стиль  взаимодействия с ним. Особенно остро эта проблема встает в случае если ребенок больной, т. к. многократно возрастает ответственность родителей в выборе меры воспитательного  воздействия, то что в обыденной речи звучит и  на  практике применяется как «метод кнута и пряника».В формировании общения с таким ребенком важна любая мелочь: тембр голоса, форма обращения к ребенку, эмоциональное состояние родителя и ребенка, объективная оценка родителями возможности выполнения ребенком предъявляемых к нему требований с учетом возраста, уровня психического развития. Необходимо учитывать, что наиболее часто применяемые родителями дисциплинарные методы воздействия для  гиперактивного ребенка часто оказываются неэффективными. Система ограничений и запретов предъявляемых к  ребенку с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, должна быть четкой и обязательной к выполнению, при этом количество запретов должно быть сведено к минимуму. Они должны затрагивать только вопросы безопасности и здоровья ребенка. Система санкций, которая последует за нарушение должна разрабатываться только совместно с ребенком. Эмоциональный фон при общении с ребенком должен быть ровным и  настраивать ребенка на позитивный результат его усилий. Очень большое внимание со стороны родителей должно быть уделено построению вербального общения, с учетом особенностей восприятия у этих детей. Так инструкция, предворяющая любой вид  деятельности ребенка не должна содержать более10слов. Построение фраз в общении с таким ребенком, строится так чтобы перенаправлять его неконтролируемую энергию в нужное  русло. Давать  следующее задание  можно  только  после  выполнения  предыдущего,с обязательным контролем качества выполнения. Категорически недопустим резкий переход от одного  вида деятельности к другой, всегда необходимо дать ребенку время на подготовку, следует заранее предупреждать об изменениях, проговаривать последовательность и порядок деятельности, включая и временной интервал, что является важным организующим фактором. 


В продолжение сказанного  следует  отметить  необходимость  приучать  ребенка  к  четкому  распорядку дня. Проведение развивающих занятий родителями должно быть детально  продуманно, включая структуру занятия, наглядный материал, физкультминутки. Занятие  должно включать различные методы- это и рассказ, демонстрация, обыгрывание сюжета. Такая специфика  построения  занятия объясняется  быстрым пресыщением возникающим  у  детей с синдромом дефицита внимания в процессе одноообразной деятельности. При построения занятия важно, чтобы сочетались игры на развитие внимания, координации движений,тактильное взаимодействие, пальчиковые игры, постановочные сценки с  участием ребенка для развития способности понимания и выражения эмоционального состояния.     Уважаемые родители, если у Вас возникают трудности во взаимодействии с  ребенком, Вы хотите  усовершенствовать и расширить методику взаимодействия со своим  ребенком, то опытные Психиатры, Психотерапевты и Психологи  готовы  оказать квалифицированную помощь

Детей с расстройством внимания и гиперактивностью достаточно много. В школе такие дети  постоянно мешают учителям. На уроках они с трудом дожидаются своей очереди, перебивают других, на вопросы отвечают невпопад, поскольку не выслушивают их до конца. Сосредоточиться больше чем на  10-15 минут они не способы. Невнимательность, быстрое переключение с одного занятия на другое создают проблемы при общении со сверстниками. Такие дети способны вывести из себя даже самых спокойных взрослых. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают. Их именуют «неуправляемыми».

На самом деле  эти дети серьезно больны. Эта патология в международной психиатрической классификации именуется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Проблемы, связанные с СДВГ, очень распространены среди школьников. 

Факторы, которые могут способствовать возникновению СДВГ:

  • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности,
  • кислородное голодание (гипоксия) плода,
  • удушье (асфиксия) новорожденного,
  • органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
  • курение будущей матери во время беременности,
  • употребление алкоголя,
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша,
  • генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер),
  • неблагополучная психическая обстановка, в которой растёт ребёнок (холодная атмосфера, жестокость).


Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности заключаются в том, что дети испытывают сложности с концентрацией внимания на деталях;  делают ошибки в домашней работе и других видах деятельности. Они не слушают, что говорит учитель;  не следуют инструкциям, не  доводят работу до конца; с большой неохотой выполняют задания, для которых требуется длительное умственное напряжение.

Их отвлекают любые посторонние стимулы, они встают с места, легко переходят от одного вида деятельности к другому.

Таким детям очень сложно ждать – они импульсивно выкрикивают  ответ ещё до того, как вопрос произнесён до конца, не выносят очередей. Это сопровождается эмоциональными нарушениями (неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам).

Из-за  «плохого» поведения возникают сложности с общением – дети мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в беседы или игры). 

Могут возникать нарушения координации (дети не «вписываются» в пространство, натыкаются на углы), частичные задержки развития (отставание в развитии школьных навыков не менее чем на два года), нарушается сон (бессонница, трудности с засыпанием, «чуткий» сон и пр.).

Дети с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений. 

Наличие у ребенка более половины из перечисленных выше  симптомов, является основанием для  обращения к специалисту. Они нуждаются в тщательном обследовании, медицинской, психологической и педагогической помощи. Родители должны знать, что СДВГ лечится, но процесс этот долгий и требует усилия всей семьи.

Воспитатели в детском саду или учителя в школе постоянно жалуются на вашего ребенка, говорят, что он неугомонный, неусидчивый, суетливый, конфликтует с детьми. Ребенок крайне невнимательный, несобранный, постоянно переключается с одного вида деятельности на другой. Просидеть весь урок за партой для него – настоящая пытка, поэтому он может вскочить среди урока и начать ходить. А если ему все-таки удается усидеть за партой все положенное время, то к концу урока он может начать скакать за партой, постоянно меняя позу и отвлекая внимание других детей. 

Дома, в гостях, в театре, в цирке – везде ребенок очень активен, не дает покоя ни вам, ни другим людям. Вы устали делать ему замечания, постоянно воспитывать - пора призадуматься и выяснить причину такого поведения ребенка.

Чаще всего гиперактивность – признак поведенческого расстройства у детей – синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Возможны и другие причины. 

Поставить диагноз сможет только психиатр или детский психоневролог. Обязательно нужно определить, нет ли гормональных нарушений (консультация эндогринолога), расстройств сердечно-сосудистой системы (консультация терапевта, консультация кардиолога), неврологических нарушений (консультация невролога). Важно провести нейровизуализацию (увидеть, что происходит в головном мозгу) – МРТ (магнитно-резонансная томография), КТ (компьютерная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография), УЗИ (ультрасонография).

В НДЦ клинической психиатрии специалисты не будут ставить диагноз «на глазок», а определят весь спектр необходимых исследований. Конечно, гиперактивность – это чаще всего СДВГ, но, возможно, причина беспокойства ребенка – в чем-то другом. Определить ее – задача врача.

После окончания диагностики нужно подобрать лечение. В НДЦ – только комплексные предложения – невозможно помочь только лекарствами или только занятиями с психологом. Важно сочетание методов, а также объединение усилий специалистов Центра и родителей, братьев, сестер для помощи ребенку. Социальная составляющая гиперактивности велика, важно социально поддержать ребенка. В НДЦ предлагается разнообразный «ассортимент» вариантов помощи – индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, БОС (биологическая обратная связь) и т.д.

Для родителей работает Школа душевного здоровья, выбери свою группу.

 

В.Э.Бэкман, НДЦ клинической психиатрии