Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Болезни, которые мы лечим \ Душевные расстройства \ Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) \ Статьи

Факторы риска СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью  (СДВГ) достаточно распространен прежде всего у детей. Его лечением занимаются преимущественно неврологи и психиатры, но участие невольно принимает всё окружение ребенка. 

Природа СДВГ различна: в его возникновении и формировании играют роль следующие факторы: раннее органическое поражение головного мозга в перинатальном периоде (например, осложнения во время беременности, родовая травма, гипоксия в родах),  а также генетические и социально-психологические факторы. 

Считается, что в основе развития СДВГ лежат нарушения развития мозга и нервной системы в целом в периоды беременности и родов. Одним из факторов риска  этого заболевания является наследственная предрасположенность, что подтверждается генеалогическими и генетическими исследованиями. 

Кроме того, социально-психологические факторы также создают предпосылки для развития СДВГ. Чаще всего имеют место семейные конфликты, дефекты в  воспитании, острые и хронические стрессы, снижающие устойчивость нервной системы к внешним и внутренним воздействиям.  

Как правило, возникновение симптомов СДВГ или их нарастание относится к младшему школьному возрасту. Подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма, наркоманий, игромании и асоциального поведения. 

Исходя из изложенного, важная роль в терапии СДВГ должна отводиться  профилактике ранних нарушений. Особого внимания требуют дети, находящиеся в группе риска развития СДВГ. В ряде случаев необходим индивидуальный подход в учебе. При наличии органической неполноценности головного мозга целесообразна медикаментозная терапия. Также ребенку и его семье полезно посещать медицинского (клинического) психолога.  

Нормальное развитие ребенка в  дошкольном  возрасте характеризуется высокой  двигательной активностью, неустойчивостью внимания и импульсивностью. У некоторых детей эта врожденная  потребность  в  движении может  достигать  патологического  уровня. В таком  случае  говорят о гиперактивном ребенке. С учетом  распространенности указанной  патологии(примерно 6-7,5% детей в возрасте от 6 до 10 лет по  данным Института  педиатрии (2009) данная проблема приобретает высокую социальную  значимость. Проблема адаптации в среде сверстников особенно  остро  выступает  с поступлением ребенка в школу. Поскольку очень часто, уже на начальных этапах усвоения учебных навыков у таких детей отмечается слабая  успеваемость. Последнее связано  с низкой  умственной  работоспособностью, нарушениями  памяти, повышенной  утомляемостью. 

Умственная  работоспособность, т.е. возможность активного участия  в процессе   получения, переработки и применения информации в данной  группе детей характеризуется некоторой  цикличностью с чередованием короткого периода продуктивной работоспособности, сменяющегося периодом «отдыха» мозга. Такая особенность  часто затрудняет или делает невозможной работу детей в  общегрупповом  режиме,  порой  заставляя родителей подбирать школу  с  учетом  особенностей ребенка. Эмоциональная  сфера у  таких детей обычно характеризуется неустойчивым настроением, часто отмечаются проявления вспыльчивости, агрессивности, повышенная конфликтность с окружающими, как  сверстниками,так и взрослыми. Частые неудачные попытки взаимодействия со  сверстниками  вследствие несформированности  навыков  игровой  деятельности, неумения  следовать  правилам часто приводят к  непринятию  сверстниками  в совместную  игру. Круг интересов   у таких детей поверхностный, эмоциональные  реакции  обеднены. Среди причин гиперактивности обычно выделяют: патологию внутриутробного развития, осложнения в родах, психосоциальные  причины. Как  правило, изучение  анамнеза  ребенка  позволяет  сделать  вывод  о нескольких причинах развития  СДВГ. Поэтому  диагностическая и коррекционная работа должна проводится во взаимодействии специалистов — психологом, психиатром,неврологом, при активном участии родителей. При проведении  психологической  диагностики специалистами  нашего  Центра оценивается:  уровень  развития  внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, особенности поведения ребенка. На основании полученных данных обследования,  составляется  комплексная  коррекционная программа  включающая медикаментозное  лечение, психологическую помощь детям  с  СДВГ, а также работу  с родителями. В программу включаются занятия по развитию  телесных  ощущения, выработке  координации движений, умение  произвольно расслаблять мышцы, дыхательная  гимнастика,развитие  навыков  общения, коррекция недостаточного  развития  психических функций. Достижение  положительного  результата,  возможно  только при продолжительной  совместной  работе  специалистов  нашего Центра  и  родителей  ребенка.

Р.Е.Соколов, НДЦ клинической психиатрии