Warning: mysql_pconnect() [function.mysql-pconnect]: MySQL server has gone away in /home/h273780/psychopro.ru/docs/includes/connect.php on line 2

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/h273780/psychopro.ru/docs/includes/connect.php:2) in /home/h273780/psychopro.ru/docs/includes/func.php on line 3

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/h273780/psychopro.ru/docs/includes/connect.php:2) in /home/h273780/psychopro.ru/docs/includes/func.php on line 3
Подходы психологической помощи
Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Психологическая помощь \ Подходы психологической помощи

Подходы психологической помощи

Как выглядит универсальная формула успеха в любом виде деятельности? Для того чтобы осознанно продвигаться вперед в любой сфере приложения своих усилий, необходимо предварительно определиться с целью, после чего тщательнейшим образом спланировать  свою деятельность, наметив конкретные задачи, последовательное выполнение которых и приведет к желаемому результату. Все это верно и для психологической помощи. Цели и задачи психологической помощи можно определять по-разному. Все здесь зависит от подхода к психологической помощи, в рамках которого предпочитает действовать психолог. 
 
Традиционно выделяют три подхода психологической помощи: проблемно-ориентированный, личностно-ориентированный, ориентированный на принятие решения. Справедливости ради следует отметить, что смысловое наполнение слова «подход» может существенно различаться в зависимости от источника, поэтому в литературе по психологии можно встретить и иные классификационные варианты Мы же будем придерживаться наиболее удобной и удачной на наш взгляд градации подходов психологической помощи.
 
В рамках проблемно-ориентированного подхода основной упор делается на коррекции поведения и поиске и последующем разборе на составляющие внешних причин проблемы. Психолог, исповедующий данный подход, в работе со своим подопечным ставит следующие цели: 
  • выработка и закрепление способности пациента к соответствующим ситуации действиям;
  • обучение пациента специальным техникам, позволяющим улучшить его самоконтроль.
Очень многие приемы, которые находят применение в рамках проблемно-ориентированного подхода, позаимствованы из поведенческой терапии.
 
Суть личностно-ориентированного подхода заключается в фокусировке на анализе индивидуальных причин проблемы, придании первоочередности личностному фактору, выявлении деструктивных стереотипов, свойственных конкретному человеку, предотвращении подобного рода проблем в будущем. Психолог здесь умышленно находится несколько в стороне от «боевых» действий, воздерживается от советов, дабы не сбиться в сторону от внутренних причин проблемы, залегающих глубоко внутри человека. Многие приемы из арсенала апологетов личностно-ориентированного подхода взяты из постпсихоаналитических и психоаналитических течений западноевропейской психотерапии. В первую очередь в этом ряду следует выделить методики гештальт-терапии и гуманистической психотерапии.
 
И, наконец, подход, ориентированный на принятие решения. Акцент в нем делается на мобилизацию собственных ресурсов пациента для решения проблемы. Психологи, придерживающиеся данного подхода, заостряют внимание на том факте, что слишком пристрастный анализ причин проблемы, так или иначе, приводит к возникновению чувства вины у пациента, что может помешать его продуктивному сотрудничеству с психологом. Большинство приемов, применяемых в рамках этого подхода, позаимствовано из арсенала краткосрочной позитивной терапии. Поиск и мобилизация ресурсов пациента осуществляется посредством так называемых вопросительных цепочек. При этом данный поиск может быть нацелен преимущественно в прошлое («Как раньше вы справлялись со своими проблемами?», «Как решали эти проблемы ваши родственники или друзья?»), в настоящее («Что помогает вам сейчас временно забыть о проблеме?») и будущее («Что, по вашему мнению, может помочь вам решить проблему?»).