Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Болезни, которые мы лечим \ Душевные расстройства \ Задержка умственного, интеллектуального развития (ЗУР, умственная отсталость) \ Что такое задержка умственного, интеллектуального развития (ЗУР, умственная отсталость)?

Задержка умственного, интеллектуального развития (ЗУР, умственная отсталость)

Что такое задержка умственного, интеллектуального развития (ЗУР, умственная отсталость)?

Умственная отсталость – это состояние, которое характеризуется нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах и приводящее к социальной дезадаптации.
 
Умственную отсталость не следует путать с задержкой психического развития (ЗПР): в первом случае речь идёт о стойком нарушении познавательной деятельности, которое в т.ч. может быть вызвано органическим поражением головного мозга или является врождённым дефектом. А в случае ЗПР человек обычно не имеет значимых поражений мозговых структур, отличаясь лишь их незрелостью.
 
Симптомы задержки умственного и интеллектуального развития могут проявляться по-разному, в зависимости от степени тяжести течения патологического процесса. В большинстве случае речь идёт не о банальном отставании в развитии от сверстников: развитие пациентов с умственной отсталостью –  своеобразное, с особыми, присущими таким пациентам чертами, – осуществляется очень медленно. В особо тяжёлых случаях возникают даже сложности с самообслуживанием.
 
Среди общих признаков задержки умственного развития следует выделить:
 
  • Имеются трудности с мышлением: даже из простейшей ситуации человеку сложно найти выход.
  • Тяжело проходит усвоение новой информации.
  • Присущи проблемы с кратковременной памятью, характерны рассеянность и забывчивость.
  • Наблюдается значительное отставание в развитии от сверстников: проблемы с чтением и письмом, явственные дефекты речи, скудный, не соответствующий возрасту словарный запас.
  • Интерес к играм и хобби практически полностью или полностью отсутствует.
  • Интерес к окружающему миру крайне слаб.