Научно-диагностический центр клинической психиатрии
КЛИНИКА ВЕГЕТАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
ГлавнаяСтатьиНовости и анонсыНаши врачиУслугиПсихологическое тестирование персоналаЦеныОсвидетельствование для ГИБДДКонтакты
On-line запись
21-09 ч.
Главная \ Болезни, которые мы лечим \ Душевные расстройства \ Аутизм \ Что такое аутизм?

Аутизм

Что такое аутизм?

 Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию.  
 
Характерный тип аутичной личности показан в фильме "Человек дождя".  Дастин Хоффман (Раймонд) блестяще справился с ролью, демонстрируя типичные проявления синдрома: 
- эмоциональную холодность (например, когда родной брат сообщает ему о смерти отца);
-  равнодушие к окружающим, их мыслям и чувствам;
- стереотипное мышление (в одно и то же время смотрит новости по телевизору, покупает одежду только в одном магазине);  
- внутреннее одиночество.
 
По данным Всемирной организации аутизма,  1 человек из 150 страдает аутизмом.
 
Аутизм развивается в связи с генетическими проблемами и с такими факторами, как возраст отца или матери старше 40 лет, стресс во время беременности, преждевременные роды, недостаточность снабжения тканей кислородом, низкий вес при рождении, Также в развитии аутизма участвуют инфекционные заболевания, отравление тяжелыми металлами, растворителями, выхлопами дизельных двигателей, некоторыми химическими соединениями (например, фенолами), алкоголем, наркотиками, никотином.
 
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У детей, больных аутизмом нарушается "комплекс оживления", характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд "мимо", "сквозь" человека, он не откликается на свое имя.
 
Внимание ребенка, страдающего аутизмом ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет. Однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.
 
В более старшем возрасте ребенок кажется отрешенным, безразличным к окружающему. Зачастую он избегает прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрит на человека в упор, то просто разглядывает отдельные части лица или детали одежды. Такой ребенок обычно стремится уйти от контактов с окружающими людьми. От коллективной игры он отказывается, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем он может одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. В нашей практике 5-летний мальчик на просьбе нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: "Лестница!" Возможно, игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.
 
Ребенку, больному аутизмом свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. Ученик 2-го класса в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий.
 
Ребенок с нарушениями в общении любит придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в его жизни или в режиме могут стать для него травмирующим фактором. Результатом бывает "уход в себя" либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, с животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения "пустякам", которые так важны для больного ребенка.  4-летний мальчик из нашей практики, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, у него уже, видимо, не осталось сил, и он немного успокоился. Оживился, когда воспитатель стал поправлять ему гольфы. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.
 
Подобная реакция ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса. Дл ребенка, больного аутизмом, свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток он даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз. 
 
Если ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение "Я". Понятие "Я" ему чуждо. Он говорит о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к нему. Кроме того, для его речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память хорошо развита, он надолго запоминает отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, он автоматически повторяет понравившиеся фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка. 
 
Без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство детей, больных аутизмом, можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальные способности.