Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Психотерапия \ Методы психотерапии

Игровая терапия

Игровая терапия (игротерапия) — психотерапевтический метод, где в качестве инструмента воздействия на человека, причем независимо от возраста, выступает игра. Апологеты этого метода считают, что игра «играет» (да простит читатель эту невольную тавтологию) важнейшую роль в процессе личностного развития. Не следует думать, что игротерапия используется только в отношении детей и подростков. С таким же успехом она применяется и у взрослых, например, как один из методов в рамках групповой терапии. Это могут быть различные упражнения, выполнение заданий через невербальные коммуникации, моделирование нестандартных ситуаций и т.д. Игра рушит барьеры между членами группы, удивительным (но только не для психотерапевта) образом разряжает обстановку, рассеивает страх нахождения в обществе, повышает самооценку, формирует веру в свои силы, позволяет протестировать себя в различных социально-психологических ситуациях. 
 
Характерной, как сейчас принято говорить, «фишкой» игры является ее двуплановость, свойственная также драматическому искусству, отдельные черты которого красной нитью проходят через любую коллективную игру. С одной стороны участник игры занимается реальной деятельностью, в ходе которой он выполняет вполне реальные действия. С другой стороны отдельные моменты этой деятельности условны, что позволят переключиться от реальной ситуации, отягощенной различными социальными обязательствами, ответственностью и множеством привходящих обстоятельств, порождающих персистирующее психическое перенапряжение.
 
Бинарность игры, ее двуплановость, предопределяют ее развивающий эффект. Игровые занятия способствуют установлению прочных эмоциональных контактов между участниками, подавлению неприятных мыслей и ассоциаций, фобий, неуверенности в себе, открывает новые коммуникативные горизонты. Что еще выделяет игру в череде иных психотерапевтических инструментов — быстро меняющаяся обстановка, трансформация исходной ситуации, в связи с чем участник игры вынужден постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам, что благотворно сказывается на его адаптационных способностях. Если попробовать разложить игру на составные части, то ее структуру можно представить следующим образом:
  • распределение ролей между играющими (роль — главная структурно-функциональная единица игры, вокруг которой все и «вертится»);
  • действия игроков, помогающие им реализовать свои роли;
  • использование предметов, когда в целях игры реальные предметы замещаются на условные (игровые);
  • реальные отношения между участниками игры.
Для игрового сюжета берется какая-либо часть окружающей действительности. Содержание игры представляет собой воспроизводимые игроками модели действий, взятые из реальной жизни. Если же участниками игры являются дети или подростки — то они как бы дублируют отношения взрослых во «взрослой» жизни, до определенного, естественно, предела. В процессе игры у детей формируются особенности произвольного поведения, и происходит последовательная социализация; ребенок ищет и находит свое место в обществе. Ценность игротерапии для ребенка состоит в том, что ему предоставляется уникальная возможность взаимодействия со взрослым на собственных условиях с возможностью полного самовыражения и уверенностью в том, что взрослый правильно воспримет все его чувства. 
 
В начале статьи уже отмечалось, что игровой терапии все возрасты покорны. Но все же, данный метод психотерапии особенно успешно «работает» в отношении детей и подростков. Причина тому лежит на поверхности: ребенку всегда интереснее играть, чем нудно беседовать с психотерапевтом на отвлеченные темы. Поэтому далее речь в статье будет вестись об игротерапии применительно к пациентам младшего возраста. Итак, основными показаниями для проведения игровой терапии являются следующие отклонения в поведении: социальный инфантилизм, необщительность, фобии, замкнутость, повышенная «ведо́мость» и сверхпослушание (да-да, если ребенок ), вредные привычки, неправильная полоролевая самоидентификация. Это лишь отдельные примеры области приложения усилий для психотерапевта, практикующего игротерапию. В целом данный метод можно использовать практически при любых психоэмоциональных расстройствах, за исключением разве что выраженного аутизма и  неконтактной шизофрении. Игровая терапия эффективна при избирательном мутизме (отказ или невозможность говорить, будучи в общественном месте), агрессивном поведении, подавленном эмоциональном состоянии (например, после развода родителей, расставания с близкими или применения насилия), отставании в речевом развитии, проблемах с чтением и обучением, заикании, для улучшения общего состояния при психосоматических патологиях (бронхиальная астма, язвенный колит, нейродермит). 
 
Как психотерапевт в рамках метода игровой терапии добивается положительного результата? Здесь многое зависит от его профессиональных и личностных качеств. Прежде всего, он создает атмосферу взаимного принятия каждого члена группы. В контактах с каждым ребенком психотерапевт проявляет эмоциональное сопереживание, являясь при этом выразителем чувств и переживаний самого ребенка в наиболее точной и понятной ему форме. В таких условиях юные подопечные психотерапевта в процессе грамотно выстроенных игровых занятий начинают ощущать свою успешность, приобретают чувство собственного достоинства, начинают уважать себя.
 
Для того чтобы получить от игротерапии максимально выраженный эффект, необходимо поступательно в ходе серии занятий претворить в жизнь следующие психологические коррекционные механизмы:
  • создание импровизированной системы отношений между членами группы, облачение ее в игровую форму и помощь каждому ребенку в ориентировке в новой социальной среде;
  • последовательный перевод ребенка с позиции личностного эгоцентризма на децентрализованные когнитивно-поведенческие рельсы, вследствие чего он осознает степень своей социальной компетентности и становится более самостоятельным в решении проблемных ситуаций;
  • проецирование игровых отношений на реальную жизнь с целью формирования  коммуникационных мостиков между детьми для динамичного личностного развития;
  • проработка в игровой форме различных проблемных ситуаций для выработки поведенческих алгоритмов по их разрешению;
  • обучение ребенка с помощью вербализации выделять переживаемые им эмоции, осознавать сущность проблемной ситуации;
  • развитие у ребенка способности к регуляции своей деятельности в соответствии с правилами поведения в игровой комнате. 
Психологическая коррекция в игровой форме не происходит автоматически. Успех здесь возможен только при условии, если психотерапевт выражает искреннюю уверенность в возможностях ребенка взять на себя ответственность в решении возникающих проблем. Диалогическая коммуникация ребенка с психотерапевтом посредством принятия, отражения и облечения им в словесную форму чувств и эмоций ребенка является главным звеном коррекционного воздействия в игровой терапии. 
 
Увеличение количества психологов, психотерапевтов и психиатров, практикующих игровую терапию, свидетельствует о возрастании понимания важности детства как одной из ступеней развития личности. Сейчас уже можно с полной уверенностью сказать, что игровой процесс вышел далеко за рамки прежних представлений о его роли в жизни человека. Игра превратилась в неотъемлемый компонент социального развития индивида, и это надо воспринимать как данность и непреложный факт. 

НДЦ клинической психиатрии