Научно-диагностический центр
клинической психиатрии
Лечение и профилактика душевных расстройств на уровне мировых стандартов
Режим работы: 9:00-21:00
Выходной день - воскресенье
г. Москва, Алтуфьевское шоссе, д. 48, корп. 1.
+7 (495) 517-66-55
Главная \ Помощь детям и подросткам \ Адаптация детей и подростков к новым жизненным условиям \ Подготовка к ВУЗу \ Что такое подготовка к ВУЗу?

Подготовка к ВУЗу

Что такое подготовка к ВУЗу?

Процесс подготовки к ВУЗу в сознании многих людей представляется излишне упрощенно: «зубрить, зубрить и еще раз зубрить», как говаривал самый известный любитель шушенских шалашей (это если немного перефразировать его наказ мировому пролетариату). В действительности же проблема готовности к преодолению переходного этапа между школой и ВУЗом гораздо шире и явно не ограничивается только лишь подготовкой к вступительным экзаменам. Чрезвычайно важна и психологическая готовность к адаптации к новым условиям окружающей среды. К слову, это вопрос государственной важности, т.к. от адаптации студента в ВУЗе зависит эффективность подготовки будущего специалиста.
 
Родители же будущего университетского «неофита», что вполне объяснимо, мыслят несколько иными категориями: как быстро их сын/дочь сможет влиться в новый коллектив, насколько он/она сможет соответствовать требованиям образовательной программы, правильный ли путь выбран и еще тысяча и один вопрос. А если жить не только сегодняшним днем, то вырисовывается еще один злободневный вопрос, касающийся дальнейшего пост-университетского трудоустройства их чада. Это в былые времена была четкая система «пеленки-комсомол-партия-пенсия». Сейчас совсем иная социально-экономическая реальность, в которой уровень неопределенности жизненной перспективы молодых людей гораздо выше: ВУЗ лишь немного отодвигает временной ориентир начала поиска своего места под солнцем среди других таких же молодых специалистов, получивших заветную «корочку» и готовых к великим свершениям.
 
Таким образом, несмотря на романтический ореол, пора студенчества — это период столкновения с неожиданными и неизвестными ранее проблемами, решать многие из которых предстоит самому новоиспеченному студенту. Именно поэтому подготовка к студенческим будням должна проводиться загодя и носить плановый и системный характер: это во многом облегчит адаптацию студента к новой среде, в которую он попадет при условии успешной дачи экзамена.
 
Из каких компонентов складывается адаптация к ВУЗу? Здесь можно перечислить такие факторы, как освоение нового учебного материала, умение работать самостоятельно, приспособление к иным оценочным критериям, интеграция в новый коллектив с его специфическими традициями и обычаями, знакомство и принятие новых бытовых условий (общежития уже давно стали частью студенческого фольклора), способность вписать себя в «студенческую» культуру, изменение привычных форм использования свободного времени.
Что надо обязательно учитывать при подготовке в ВУЗ, или, иными словами, каковы основные дезадаптационные факторы? Что касается сферы адаптации к учебному процессу, то следует упомянуть такие из них, как экзаменационная тревога (в т.ч. и перед вступительными экзаменами), физическое и умственное утомление, неудовлетворенность обучением, хроническая нехватка времени на фоне отсутствия полноценного отдыха. Нельзя приуменьшать роль дезадаптационных факторов сферы общения, таких как боязнь неуспеха и отсутствие навыков самопрезентации в микрогруппе.